<font color="#008000"><font style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"><font face="Monotype Corsiva"><font style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"><font style="visibility:visible !important; opacity:1 !important; font-size:20pt">Раздел V. "Качество атмосферного воздуха"</font></font></font></font></font>
Цель: повышение социальной активности учащихся в решении вопросов охраны окружающей среды.
Задачи: - изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования;
- формировать экологически ориентированное поведение учащихся через приобретение практических навыков.
Задание 5.1. Изучить степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.
Даты выполнения: май 2020 года
Кол-во участников: 14
Целевые группы: учащиеся 9- 10 классов
Список учащихся:
- Калинова Ульяна Алексеевна
- Колыхан Виталий Игоревич
- Лапцевич Данута Вячеславовна
- Мартинова Виолетта Станиславовна
- Прищепа Егор Леонидович
- Романенко Устин Русланович
- Севастьянович Диана Сергеевна
- Стульба Леонид Андреевич
- Троян Даниил Витальевич
- Белько Екатерина Сергеевна
- Коваленя Тимофей Владимирович
- Лапцевич Юлия Вячеславовна
- Мигун Юлия Сергеевна
- Сурков Евгений Викторович
Сильнейшее антропогенное воздействие на фитоценозы оказывают загрязняющие вещества в окружающей среде. Наиболее типичным является диоксид серы, образующийся при сгорании серосодержащего топлива, транспорта (особенно дизельного), отопительных печей.
Для проведения биоиндикационного метода исследования, определение степени чистоты воздуха, была выбрана ель обыкновенная, так как из высших растений хвойный проявляют повышенную чувствительность к SO<sub>2</sub>, что обуславливает выбор этого хвойного растения, как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики».
Метод диагностики проходил в два этапа. Изначально было отобрано по 50 пар хвоинок второго и третьего года жизни с нескольких боковых побегов в средней части кроны 4 деревьев ели, которые расли недалеко от дороги. Далее следовал анализ проб. Визуально было проанализировано состояние собранной хвои. Степень повреждения хвои определяли по наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов.
Состояние хвои |
|
|
|
|||||||||
Обследовано |
500 хвоинок |
|
|
|||||||||
|
Проба №1 |
Проба №2 |
Проба №3 |
Проба №4 |
Проба №5 |
Общее |
||||||
Повреждения хвои: |
Кол-во |
Доля (%) |
Кол-во |
Доля (%) |
Кол-во |
Доля (%) |
Кол-во |
Доля (%) |
Кол-во |
|
Кол-во |
% |
1-й класс |
54 |
54 |
49 |
49 |
40 |
40 |
33 |
33 |
46 |
46 |
222 |
44,4 |
2-й класс |
40 |
40 |
33 |
33 |
51 |
51 |
60 |
60 |
42 |
42 |
226 |
45,2 |
3-й класс |
6 |
6 |
18 |
18 |
9 |
9 |
7 |
7 |
12 |
12 |
52 |
10,4 |
Усыхание хвои |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-й класс |
54 |
54 |
56 |
56 |
54 |
54 |
66 |
66 |
58 |
58 |
288 |
57,6 |
2-й класс |
43 |
43 |
38 |
38 |
43 |
43 |
32 |
32 |
39 |
39 |
195 |
39 |
3-й класс |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
3 |
4-й класс |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
0,4 |
Исследование показало, что хвоинки с пятнами преобладают над неповрежденными. Усыхание хвои происходит в основном первого и второго класса, что свидетельствует о том, что в воздухе содержится опасные вещества, которые задерживаются листовой пластинкой ели, приводя к образованию пятен с последующим усыханием.
Можно сделать вывод, что основная масса хвои ели здорова, не имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зелёные пятна небольших размеров, иногда равномерно рассеянные по всей поверхности. Повышенная чувствительность хвойных связана с длительным сроком жизни ели, поглощением ею газов, а также снижением массы. Хвойные растения удобны тем, что могут служить биоиндикаторами круглый год.