Перечень документов для организации экскурсии
1. Приказ
2 .Маршрутный лист (образец)
3. Программа экскурсии
4. Заявление на имя директора (образец)
5. Расписки от родителей (образец)
6. Протокол по обучению правилам безопасного поведения (образец)
7. Отчет по экскурсии
Дневник путешественника (1-4 классы)
Дневник путешественника (5-11 классы)
О Дневнике путешественника
При организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися следует учитывать, что алгоритм формирования и направления организованных групп обучающихся для участия в туристских походах, турах и экскурсиях определен в письме Министерства образования Республики Беларусь от 19.11.2015 № 21/6236/дс (размещен на интернет-сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения»: rcek.by).
Особое внимание следует обратить на содержательное наполнение экскурсионных программ для школьников. В настоящее время обновлен перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в ходе проведения учебных и факультативных занятий, воспитательных мероприятий
с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (далее – перечень маршрутов), которым необходимо руководствоваться
при выборе экскурсионных маршрутов для обучающихся. Данный перечень размещен на интернет-сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (rcek.by), Национальном образовательном портале (edu.gov.by).
Важным дополнением упорядочения туристско-экскурсионной работы в летний период этого года является введение Дневника путешественника для обучающихся I, II, и III ступени общего среднего образования (приложение 2).
Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионной деятельности обучающихся учреждений образования, совершенствования форм организации исследовательской работы обучающихся в области краеведения, углубления знаний обучающихся
по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.
Дневник путешественника – это своеобразный документ
для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать школьнику изучать и любить свою родину.
Посещение экскурсионных объектов и маршрутов проводится
с учетом разработанного Перечня маршрутов. Для подтверждения посещения объектов необходимо обеспечить документальное свидетельство нахождения на объекте: фотографию на фоне достопримечательности, билет в местный музей и другое. На основании данных подтверждающих документов классный руководитель может поставить подпись в графе «Отметка о посещении», если не было возможности заполнения данной графы непосредственно на объекте.
Также, обращаем еще раз внимание на соблюдение необходимых мер по обеспечению безопасности обучающихся при организации образовательных мероприятий на территории Республики Беларусь:
Директива Президента Республики Беларусь от 11 мая 2015 г. № 1
(в редакции Указа № 420 от 12 октября 2015 г.) «О мерах
по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2014 г.№ 1087;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь
от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских» походах
и экскурсиях»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь
от 22 ноября 2014 года № 1087 «О внесении дополнений и изменений
в Правила автомобильных перевозок пассажиров».
Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися, поощрения активных участников экскурсионно-исследовательской деятельности и на основании Дневника путешественника запланировано проведение в 2019/2020 учебном году ряда значимых республиканских краеведческих конкурсов.
Методические рекомендации по использованию
Дневника путешественника
Важным дополнением активизации и упорядочения туристско-экскурсионной работы c обучающимися учреждений образования Республики Беларусь является внедрение в образовательный процесс Дневника путешественника (далее – Дневник).
Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.
В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.
Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.
В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается.
Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Туристско-экскурсионная работа.
Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др.
Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Маршрут экскурсии/похода» – указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте;
«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»);
«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися.
«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника, классный руководитель ставит подпись.
Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися.
«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные объекты на карте.
Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать ее до конца: рассчитать, где написать название, сделать значок объекта; при заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др.
В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения.
Если обучающимся не предоставляется возможности поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, фотография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Также, если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута похода может быть печать учреждения образования.
В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода. Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно делаются ссылки на фотографии.
Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися, поощрения участников экскурсий/походов и на основании Дневника путешественника проводится республиканский конкурс «Нататкі юнага вандроўніка» (далее – конкурс). С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Краеведение. В рамках данного конкурса будут определены победители и призеры в каждой номинации («Гісторыя адной вандроўкі», «Замалёўка вандроўцы») и возрастной категории по сумме баллов оценки Дневника и творческой работы. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь и сертификатами на экскурсионно-образовательную программу «Минск – столица Беларуси».
Рекомендуем учреждениям образования по итогам года выявлять наиболее активных участников экскурсий/походов на основании Дневника путешественника соответствие с показателями.
Показатели оценки Дневника путешественника:
- полнота заполнения таблиц (по экскурсиям/походам, которые совершили обучающиеся);
- выполненные задания (для учащихся 5-11 классов, размещенные в конце Дневника);
- отметки о посещении экскурсионных объектов;
- ссылки на фотографии;
- заметки, сделанные во время экскурсий/походов (разворот Дневника «Для заметок/мои впечатления»).
Телефоны для справок: 8 017 237 29 82, 237 25 76.
Отдел туристско-экскурсионной работы